«Использование современных технологий в формировании музыкально-ритмических движений у дошкольников».
«Использование современных технологий в формировании музыкально-ритмических движений у дошкольников».
Куртамирова Мария Владимировна, музыкальный руководитель
«Детский сад № 48» г. Чебоксары
Наш век компьютеризации и информации ставит перед музыкальными руководителями детских садов много новых проблем, среди которых актуальной на сегодняшний день является проблема развития детей, формирование средствами музыки и ритмически движений разнообразных умений, способностей, качеств личности. Именно музыка и движение формируют у ребенка свободу в творческом мышлении, дают возможность импровизировать, отдавая взамен ребенку эмоциональные реакции – радость, удовольствие.
Чтобы вызвать у детей потребность в движении, я стараюсь разнообразить работу через использование современных технологий и инновационных методов и приемов, таких как:
логоритмика,
игроритмика,
игропластика,
«Зверобатика»,
Игротанцы,
Коммуникативные танцы,
Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые),
Пальчиковые игры (музыкальные и речевые),
Музыкально – подвижные игры.
«Логоритмика» - это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова. По сути это комплекс физических упражнений, сопровождаемый словами и музыкой.
«Игроритмика» является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей детей, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку, соответственно ее структурным особенностям, характеру, метру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной выразительности. Это специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры.
«Игропластика»- представляет собой сочетание элементов гимнастических движений и упражнений стретчинга, выполняемых в игровой сюжетной форме, позволяющих детям свободно выразить свои эмоции. Это творческие задание –инсценировки, такие как: «Коза и козлята», «Волк и Красная шапочка», «Колобок». С детьми я обсуждаю, какими пластическими движениями можно передать действия персонажей и сюжет сказки. Детям подготовительной группы предлагаю самостоятельно выбрать движения под музыку, проявляя творчество и фантазию.
«Зверобатика» Автором интересных способов передвижения для малышей является С.В.Реутский «Шпаргалки по зверобатике». Это акробатика, которая проще кувырка, это элементарные перемещения, которые подражают движениям зверюшек и насекомым.
«Игротанцы» - это танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений, направленные на формирование танцевальных навыков и развитию ритма дошкольника.
Коммуникативные танцы, использование которых решает задачи:
развития коммуникативных навыков,
работы над ощущением формы,
развития двигательной координации, развития чувства ритма.
Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые)
Такие игры крупномасштабно (через все тело) дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием.
Эти игры пронизаны идеей координации, которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента», стимулирует развитие ловкости, точности, реакции, воспитывает ансамблевую слаженность.
Пальчиковые игры (музыкальные и речевые).
Ценность в пальчиковых игр в контексте развития музыкальности детей заключается в том, что они представляют собой первые опыты исполнительского артистизма, в которых характер исполнения фактически интонируется, обогащаясь ритмо-звуковыми модуляциями разговорной речи.
«Музыкально – подвижные игры» являются любимым видом деятельности детей, придают им радостное и хорошее настроение («Веселый мячик»,
«Музыкальные змейки», «Кто быстрее», «Бубен»).
Для каждого танцевального упражнения, музыкальной игры, я выбираю наиболее эффективный путь объяснения для данного задания, используя следующие методические приемы: показ, словесное объяснение, импровизацию, игру.
В своей работе над музыкально - ритмическими движениями опираюсь на различные методики и технологии авторских программ: программа по ритмической пластике «Ритмическая мозаика» и «Топ-хлоп, малыши!»
А.И.Бурениной, «Танцевальная ритмика» Т.И.Суворовой, танцевально- игровая гимнастика «Са-Фи-Дансе» Ж.Е.Фирилевой, Е.Г.Сайкиной и другие.
В заключение, хочется отметить, что используя современные технологии в своей работе, мы с детьми открываем для себя очень много нового и интересного: становимся креативными, позитивными, таким образом, становимся более профессиональными, грамотными, а самое главное эта работа доставляет нам удовольствие.